9 клас (мова, уроки)


Одиннадцатое февраля

Классная работа

Построение предложений с союзами не только..., но и; если не..., то...; хотя и..., но....

Запомни

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи двойных союзов: не только..., но и; если не..., то...; хотя и..., но..., как..., так и..., не столько..., сколько... .

     Запятая ставится перед второй частью двойных союзов.



Выполни практическую работу

Упражнение 1

— Запишите предложения, расставив знаки препинания

1) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

2) Птицелов должен не только знать голоса и повадки птиц но и обладать еще мастерством декоратора.

3) К концу завершения гимназии Гоголь мечтал не столько о литературном поприще сколько о широкой общественной деятельности.

Упражнение 2

Введите в предложения союзы не только…, но и…; если не…, то…; хотя и…, но… .

Образец: Я люблю математику и физику. – Я люблю не только математику, но и физику.

Наш поезд останавливался на станциях и полустанках. Вчерашний день был пасмурный, но теплый. Вы обязательно попадете в музей, на выставку. Мы побывали в Севастополе и Балаклаве. Я пойду не на стадион, в бассейн. Ты выполнил задание быстро, но кое-как.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

 

Яркое солнце и осл..пительно белый снег холодящ..й загородный ветерок и тиш..на обступили его закружили и опустили на неведомую землю. (Ю. Яковлев) Они сошлись. Волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны мне собой. (А. Пушкин) Наш город богат театрами и музеями стадионами и парками. Живопись и графика скульптура и настенная роспись украшают наши дома снаружи и внутри.

 

Четвёртое февраля

Классная работа

Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью.

1. Прочитать.

Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной и той же части речи в одинаковых грамматических формах. Например: Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (К. Паустовский) — однородные дополнения выражены существительными в Т. п.

Однако нередки случаи, когда однородные члены предложения выражаются разными формами одной и той же части речи или даже разными частями речи. Например: Я всегда любил и буду любить спорт.  Однородные сказуемые выражены глаголом в разных формах — в форме прошедшего и в форме будущего времени. А в предложении Входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах и бороде.  (А. Пушкин) однородные определения выражены разными частями речи: синтаксически неделимым словосочетанием, прилагательными и существительными в предложном падеже.

По своему составу однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными. В предложении  Лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) однородные сказуемые нераспространенны (не имеют при себе пояснительных слов). В предложении Кот зажмурил глаза и прижал уши.  (К. Паустовский) однородные сказуемые распространены зависящими от них словами. А сфера применения однородных членов — преимущественно книжные стили. В разговорной речи они употребляются реже.

Интонация однородных членов предложения характеризуется однотипностью: все однородные члены произносятся одинаково. Обычно на каждый однородный член падает логическое ударение, тон голоса повышается, после каждого однородного члена делается пауза.

Однородные члены могут произноситься и с пониженной интонацией. (Когда они не имеют при себе зависимых слов. Такое заключительное понижение тона обязательно для  повествовательных предложений.) Если в предложении имеются только два однородных члена, соединенных союзом и, то они обычно сливаются в одно целое и произносятся без паузы между ними. Однако это не распространяется на однородные сказуемые2. Перепишите предложения, подчеркнув однородные члены.

До сегодня еще мне снится наше поле, луга и лес. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров. Сторона ль ты моя, сторона! Дождевое, осеннее олово.

(С. Есенин)

3. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены, укажите, какими частями речи они выражены. Расставьте знаки препинания.

Был вечер теплый уже осе..ий без ветра. Сухо чисто стало от листьев в лесу. (В. Солоухин) Костер г..рел щедро дымно в полную силу. (Ю. Яковлев) От мороза у мальчика покраснели и лоб и нос и пухлые щ..ки. Он глубоко всей грудью вздохнул сырой пахнущий дождем и акац..ей воздух. (С. Бабаевский)

ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

Распространите предложения однородными членами. Запишите их, расставляя знаки препинания.

Образец: Я рано встаю. – Я рано встаю, быстро одеваюсь, делаю зарядку, завтракаю, и отправляюсь в школу.

 

Мальчик перелез через забор. Боря вышел из-за парты. Дети выросли. Собака выскочила из-за крыльца. Снег падал бесшумно.

 

 

Немає коментарів:

Дописати коментар